8 сентября состоялись встречи педагога-психолога с родителями пятиклассников во время родительских собраний. Встречи прошли во всех пятых классах, количество слушателей было не менее 100 человек. Темой выступления психолога была «Особенности адаптации пятиклассника при переходе в среднее звено обучения».  В процессе выступления рассматривались вопросы особенностей развития ребенка младшего подросткового возраста и как психолог будет работать с детьми в адаптационный период. Демонстрировалась презентация по теме выступления, родителям были вручены памятки «Адаптация пятиклассника. Что должны знать родители и как надо взаимодействовать с ребенком в этот период». 

  

Телефон Психолога  можно узнать у классного руководителя ученика

 

Телефон медицинского работника 8(4922)34-05-73

 

Младший школьник

 

Подростковый возраст








 

Психолог - родителям первоклассников

Ребенок идет в первый класс – это новый важный этап в его жизни. И конечно, в жизни родителей. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок учился в школе хорошо. Предпосылкой к успешной учебе ребенка является его «готовность к школе»

- Готов ли ребенок к школьному обучению? – задается вопросом психолог.

- Да, мой ребенок уже умеет читать, писать, считает до ста. Конечно, он готов к школе! – скажут многие родители. И окажутся не совсем правы.

Психологи знают, что готовый к школьному обучению ребенок – это ребенок, который ХОЧЕТ и уже МОЖЕТ быть учеником. Два основных фактора готовности ребенка к школе — личностная и интеллектуальная готовность  - имеют значение и для успешности учебной деятельности, и скорейшей адаптации ребенка к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов — способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. Интеллектуальная готовность ребенка к школе характеризуется широтой представлений (по возрасту), соответствующим речевым развитием, познавательной активностью.

Личностная готовность к школе связана с тем, насколько ребенок:

-                положительно относится к школе, учебе, учителю, хочет учиться;

-                умеет общаться с другими людьми, уважать права других людей и свои собственные;

-                умеет соблюдать дисциплину и правила;

-                имеет высокую самооценку, верит в свои силы.

На  появление у ребенка желания учиться влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности. Важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых. В семьях, где верят в успех ребенка, как правило, он уверенно делает свои первые шаги.

Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка (длительное пребывание в одной позе – сидя). Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников компьютерными играми, телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.

 Ребенка, пришедшего в первый класс, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

Как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности. В большей степени это относится к так называемым гиперактивным детям. Им никак не усидеть за партой. Они расторможены, неумеренны в движениях, иногда вскакивают с места, отвлекаются, говорят громко, даже когда их просят этого не делать. Такие дети не всегда ощущают дистанцию между собой и педагогом. Среди них много драчунов, легко возбуждающихся и даже агрессивных по отношению к одноклассникам. Осуждать и наказывать гиперактивных детей бесполезно, они нуждаются в квалифицированной помощи.

 Есть дети с иной проблемой, связанной с нервной системой. Они также не способны высидеть весь урок, уже через четверть часа теряют интерес к занятию, смотрят в окно, отвлекаются. Они не шумят, не выкрикивают с места, не мешают объяснениям учителя. Речь идет о детях, у которых быстро наступает утомление, нервная система которых легко истощается. Учитель может предложить такому ребенку индивидуальный график работы.

Многие первоклассники берут с собой в школу игрушки. Родителям не стоит запрещать им это. Надо лишь объяснить, что играть можно только на перемене. Беря с собой в школу любимую игрушку, ребенок чувствует себя защищенным. Особенно важно чувство защищенности для робких, тревожных и застенчивых детей. Они с трудом включаются в игры, не могут сблизиться с одноклассниками. Это будет позже. А пока пусть будет рядом любимая игрушка.

 Начальный период обучения труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.

Почему? Дело в том, что в процессе становления личности существуют особо важные узловые моменты. Они практически неизбежны для каждого ребенка, происходят в определенные возрастные периоды и получили название возрастных кризисов. Один из таких наиболее важных кризисов приходится на возрастной промежуток от семи до девяти лет. В кризисные периоды происходят существенные изменения в организме: быстрая прибавка в росте, изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Это приводит к появлению необычных внутренних ощущений: повышенная утомляемость, раздражительность, перепады настроения. При этом даже практически здоровые дети начинают болеть, проявляют излишнюю ранимость. В эти периоды происходят значительные изменения в характере (дети начинают проявлять упрямство, непокорность), неадекватные изменения в самооценке ("Дома я хороший. А в школе - плохой", или наоборот). Наступает новый, сложный период в жизни ребенка.

 Это надо понимать прежде всего родителям и не только замечать изменения в поведении ребенка, но и определять, чем они обусловлены, какие действия предпринимать, чтобы избежать конфликтов.

Что нужно делать родителям первоклассников:

-        создать благоприятный психологический климат по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи;

-        организовать уголок школьника и поддерживать в нем порядок;

-        научить ребенка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:

·       собрать школьные принадлежности;

·       подготовить обувь и одежду;

-        организовать режим дня ребенка:

·         подъем и сон в одно и то же время;

·         отдых на свежем воздухе после учебных занятий;

·         компьютерные игры,  просмотр телевизора - не более 1 часа в день.

К делам ребенка нужно относиться внимательно, доброжелательно, но вместе с тем быть требовательным к результатам его деятельности.

 

С самого начала учения в школе необходимо вселять в ребенка веру и оптимизм: «Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра».

Коротко о важном

Поиск по сайту